Медикаментозная терапия

Центр «Логомед Прогноз» ориентирует родителей на комплексный подход в лечении и коррекции. Данный подход подразумевает организацию помощи одновременно в нескольких направлениях:

Степень комплексности в каждом конкретном случае различна и зависит от тяжести нарушения речи, осложненности психоорганическими, невротическими, психическими нарушениями, состояния интеллектуальной сферы и др.

О коррекционно-развивающей логопедической помощи размещена информация здесь.

С приемами и методами психологической личностно и когнитивно ориентированной помощи и психотерапевтической помощи можно ознакомиться здесь.

Многочисленные клинические факты свидетельствуют о том, что имеются клинические и патогенетические основания для включения врача в число специалистов, участвующих в реабилитационном процессе детей с нарушением речи. Наиболее востребованные  специалисты: невропатолог, психиатр, ЛОР-врач, специалисты по лечебной физкультуре и массажу. В нашем центре ведут прием и проводят диагностику несколько врачей-неврологов, в реабилитационном процессе участвует несколько специалистов по лечебной физкультуре и массажу.

Показания для включения медикаментозного лечения в комплекс всех реабилитационных мероприятий имеет большинство детей с недоразвитием речи (при ринолалии, дизартрии, алалии, детской афазии, дисграфии, дислексии, дизорфографии заикании). Исключение могут составить лишь легкие формы функциональной дислалии.

Медикаментозные препараты, которые применяют при лечении у детей с недоразвитием  речи, делятся на две категории:

К патогенетическим действующим средствам относят препараты группы ноотропов. Механизм действия этих препаратов – стимуляция синтеза нуклеиновых кислот в нервных клетках, улучшение интегративной деятельности мозга, снижение потребности нейронов в кислороде и повышение утилизации кислорода, улучшение микроциркуляции. Ноотропы активизируют метаболизм нервных тканей, способствуют созреванию церебральных структур и обеспечивают процессы репарации и функциональной компенсации при ранних органических поражениях головного мозга. Некоторые ноотропные препараты (например, пирацитам) улучшают процессы межполушарного взаимодействия, оказывают избирательное воздействие на процессы обработки информации в левом полушарии, повышают продуктивность усвоения вербального (словесного) материала.

Как известно, резидуальный (непрогрессирующий) период ранних органических поражений головного мозга весьма длителен. Процессы организации, репарации и компенсаторной перестройки могут продолжаться до окончательного созревания церебральных структур. Поэтому в раннем, дошкольном и в младшем школьном возрасте можно оказать влияние на их динамику. Особенно значителен эффект на развитие речи при раннем (на втором-третьем годах жизни) начале терапии.

Ноотропил (пирацетам) очень часто применяется в детской неврологии и психиатрии (Ермолина Л.А., 1978). Детям раннего возраста при задержке речевого, психомоторного развития препарат назначают внутрь. Курс лечения от 30 до 60 дней. Курсы повторяют через 2-3 месяца.

Пантогам (гопантеновая кислота, кальция гопантотенат) имеет отчетливый ноотропный эффект, мягкое психостимулирующее, легкое седативное и противосудорожное действие. Курс лечения 2 месяца. Повторные курсы проводят  через 2-3 месяца.

Энцефабол (пиридитол) предпочтительно в первую половину дня. Курс лечения 2-3 месяца.

Аминалон (гаммалон) – синтетический аналог ГАМК (играет существенную роль в энергетическом обеспечении мозга).

Пикамилон сочетает свойства ГАМК и никотиновой кислоты, обладает умеренным ноотропным эффектом, анксиолитической активностью, вазоактивными свойствами.

Цереброл – эффективный ноотроп и психостимулятор. Курс лечения 2-4 недель. Противопоказания для назначения цереброла – эпилепсия и возраст менее 30 недель.

Эффективным препаратом, стимулирующим репаративные процессы в головном мозге, является церебролизин. Он назначается в зависимости от возраста внутримышечно ежедневно или через день. Курс лечения 20-30 дней. Повторные курсы можно проводить через 3-4 месяца. Противопоказанием является наличие повышенной судорожной готовности на ЭЭГ или судорожных припадков  в анамнезе.

При заикании в сочетании с недоразвитием речи показано назначение фенибута в сочетании с пантогамом.

При преобладании ваготонии предпочтительно назначить пирацетам, аминалон, энцефабол, цереброл. При преобладании симпатикотонии – пикамилон, пантогам, фенибут, ГОМК.

Кортексин – отечественный препарат полипептидной природы, экстракт из коры головного мозга животных (Морозов В.Г., Хавинсон В.Х., 1966). Препарат оказывает церебропротекторное действие, улучшает процессы обучения и памяти, стимулирует репаративные процессы в головном мозге. При задержках психического и речевого развития кортексин назначают внутримышечно в течение 10 дней. Повторные курсы – через 1-6 месяцев.

Актовегин, солкосерил – препараты, ноотроптый эффект которых обусловлен трофическим и нейромодуляторным механизмом действия. Курс – 10-10 дней.

Глицин обладает мягким ноотропным эффектом и легким седативным действием, некоторой анксиолитической активностью. Курс лечения 2-4 недели. Повторный курс через 2-4 недели. Обычно глицин используют в сочетании с каким-нибудь другим ноотропным препаратом.

В комплексном лечении состояний недоразвития речи обычно используются вазоактивные препараты, улучшающие мозговое кровообращение, микроциркуляцию в мозговых тканях. Хороший эффект дает сочетание одного из таких препаратов с вышеперечисленными ноотропами.

Кавинтон (винпоцетин) сочетает ноотропные и вазоактивные эффекты, улучшая микроциркуляцию в мозговых тканях.

Инстенон – комбинированный препарат, сочетающий вазоактивные свойства и нейростимулирующий эффект.

При астеноадинамических состояниях предпочтительнее энцефабол (при отсутствии пароксизмальных явлений в анемнезе или на ЭЭГ), при гипердинамических состояниях – пантогам. Наиболее хорошо зарекомендовало себя сочетание средств биологической стимуляции и ноотропов. С момента выявления симптомов специфических нарушений показано назначение курсового лечения инъекциями витаминов В1, В12, В6, алоэ, церебрализина в возрастных дозировках. Более эффективна комплексная терапия несколькими препаратами, например, раствор витамина В1 чередовать с витамином В12 + экстракт алоэ. Курсы следует повторять 2-3 раза в год, предпочтительно в учебное время. Наиболее эффективным препаратом этой группы является церебролизин.

Наиболее эффективными курсы лечения должны быть в курсы коррекционных (в т.ч. логопедических) занятий. Компенсаторные процессы (данные Корнева А.Н., 2006; Лупандина В.М., 1978) при специфических задержках психического развития в основном завершаются к 10-11-летнему возрасту, поэтому максимальный эффект патогенетической терапии следует ожидать до этого возраста (до 11 лет). В дальнейшем перечисленные ранее препараты оказывают преимущественно симптоматическое действие, улучшают концентрацию внимания, повышают работоспособность стимулируют память.

Если явления недоразвития речи сопутствует психоорганическая или неврозоподобная симптоматика, о возникает необходимость в назначении ряда психотропных препаратов симптоматического действия. При гипердинамическом синдроме – сонапакс предпочтительно в сочетании с пантогамом. Если эффект недостаточен, о оправдана терапия неулептилом в возрастных дозировках.

При выраженных астенодинамических или астенодепрессивных расстройствах уместно использование мягких антидепрессантов со стимулирующим эффектом: пиразидола или азафена в первую половину дня. При наличии невротических реакций, логофобии, симптомов «школьной фобии» уместно назначение мягких седативных средств, таких как новопассит, фенибут. А более тяжёлых случаях – бензодиазепинов (реланиума, фенозепама).

 

 

Первый канал в новостях рассказал о работе нашего центра.

http://www.1tv.ru/news/social/281034

 

Подпишитесь на наш канал на YouTube!

Лицензия № ЛО-77-01-01-3348
от 28 октября 2016 года