Рекомендации для родителей

Рекомендации для родителей

I. Развитие понимания речи.
Создание особого речевого климата дома: сопровождать речевым комментарием всё, что ребенок видит, делает в процессе быта, во время режимных моментов, игр, прогулок.
1. Собираясь гулять, взрослый проговаривает:
 — Где шапка?
 — Вот шапка.
 — Наденем шапку.
 — Шапка теплая.
 — На улице будет нехолодно.

2. Прояснить причинно-следственные связи между явлениями. Ребенок слышит шум пылесоса (дрели или другой бытовой техники). Обычно дети боятся посторонних громких шумов, особенно дети с гипераккузиями (…)
Мама объясняет, проговаривая:
 — Пылесос гудит: У-У-У.
 — Пылесос собирает мусор.
 — Ковёр будет чистым.
 — Положим на него игрушки.

3. Вносить смысл в стереотипные интересы ребенка.
Например, многие мальчики любят смотреть, как машины едут по дороге. Взрослый рассказывает ребёнку, что машины везет на работу дядю. Дядя заработает денег, купит сыну игрушку.

4. Вносить смысл в стереотипные действия ребенка.
Например, ребенок включает-выключает свет. Взрослый говорит: «Ты молодец. Работаешь электриком, проверяешь: всё ли в порядке».
Например, ребенок все время крутит колёсики на коляске и др. Взрослый говорит: «Ты мастер. Ты чинишь коляску».

5. Комментировать чувства и ощущения самого ребенка, оречевляя его реакции.
А) Например, приходя на занятия в центр, ребенок кричит, плачет, отказывается заниматься. Инструктор (логопед, педагог) начинает его обнимать (берет на руки), при этом сопровождает действия речью: «Мы рады тебя видеть. Кто к нам пришел. Какой хороший мальчик пришёл на занятия. Игрушки уже тебя ждут. Надо быстрее идти с ними заниматься». Таким образом ребенка включают в привычный ритм занятий.
Б) Помогать понять непонятные для ребенка эмоциональные реакции других людей.
Например, взрослый говорит: «Ребенок плачет, потому что он маленький, он хочет есть (он устал, хочет спать …)».

6. Использовать в повседневной жизни прием «одностороннего диалога»: взрослый задает вопрос, обращаясь к ребенку, делает паузу, дает возможность ответить ребенку, а затем сам коротко дает ответ. На качестве произнесения при этом не обращается внимание. Взрослый должен поощрять любую словесную реакцию ( «Молодец», «Умница», «Ой, как у тебе хорошо получилось» и т.п.). Стараться избегать слов «скажи», «повтори», при этом «вызывать» речь ребенка. Говорит либо всё сама мама, либо что-то старается повторить ребенок вместе с мамой, либо на что-то ребенок дает самостоятельный ответ.
Например:
 — Миша, идем мыть руки.
 — Что будем делать? – Мыть руки.

Вопросы могут быть разные, с постепенным усложнением.
 — Что будем мыть? – Да, руки.
 — Чем будем мыть руки? – Мылом.
 — Где мыло? – Вот мыло.
 — Чем будем мыть? – Мылом.

В случае эхолалии. Взрослый задает вопрос и, не дожидаясь ответа (не дает время на ответ), сам отвечает.
 — Что мы будем рисовать, Дом?

6.1 Работу по комментированию необходимо проводить не только во время занятий, но и во время игр и, особенно в режимные моменты, на протяжении всего дня.
Планировать утром день: «Что сегодня будем делать?»
Вечером подводить итог: «Что успели сделать?»
Таким образом, ребенок учится планированию, развивает импрессивную речь (понимание), осмысливает события дня. Важно, чтобы это стало ежедневной церемонией.

6.2 Далее такой порядок необходимо перенести на рассказ. При этом можно использовать эпизод дня, сюжет истории, в которой участвовал ребенок.
Очень важен элемент совместной деятельности взрослого и ребенка: мама рисует события, а ребенок, например, раскрашивает. Таким образом, могут прорисовываться целые серии сюжетных историй в картинках. Один и тот же эпизод можно повторять неоднократно.
Главная цель работы: слушание и понимание сюжетного рассказа.

6.3 При чтении сказок и стихов можно преследовать несколько задач:
• сосредоточиться на ритме, мелодике (что у детей происходит автоматизировано).
• использовать прием драматизации: при чтении знакомых стихов привлекать игрушки.
• запоминание коротких стихов и рассказов, особенно с пошаговым сюжетом (рассказы и картинки В. Сутеева, Н. Радлова, стихи А. Барто, К. Чуковского)

II. Стимуляция активной речи.
1. Использовать лингводидактические приемы с опорой режимные моменты:
А) Всё, с чем ребенок взаимодействует мама (родители) называет многократно и всегда одним и тем же словом (словосочетанием, простой фразой).
Например:
 — Кто пришёл? – Папа.
 — Папа любимый!
 — Пойдём его поцелуем!

Б) Когда ребенок что-то просит у взрослого, то он эхом дает правильный вариант просьбы (речевой образец).
Например: Вв 


Взрослый: Пить!
Дай пить!
! Необходимо поощрять любую словесную реакцию ребенка, не обращая внимания на качество произнесения.

В) Воспроизводить ситуацию, при которой у ребенка появилась та или иная звуковая (словесная) реакция (слово).
Например, ребенок строит башню из кубиков и сказал: «бах» или «упала».
Будем многократно предъявлять эту ситуацию, накаляя ее и вызывая словесную реакцию. Если у ребенка нет реакции, то говорит за ребёнка взрослый.

Г) Автоматизировать, закреплять слова, которые повторяются ежедневно в бытовой ситуации.
Всегда употреблять вновь появившееся слово, вводить его в речевые ситуации.
Если в речи ребенка шаблоны (клише, стереотипии), то взрослый может разнообразить интонацию.
Например, — Пойдём гулять!
 — Пойдём гулять?
 — Пойдём гулять…

2. Вызывать эхолалии (на данном этапе это благоприятно) и непроизвольные словесные инструкции:
А) Использование физических ритмов, ритмов движений ребенка.
• Например, ребенок прыгает, а взрослый несколько раз говорит в такт прыжкам:
«Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок,
Как зайчишка, как зайчишка, как зайчишка поскакал».
• Например, в такт качелям взрослый говорит:
«Кач-кач, кач-кач, кач-кач,
Я взлетаю ввысь, как мяч».
! Необходимо вовремя качания на качелях (игры с мячом) искусственно сделать паузу (перерыв), обыграть его возгласом: «У-у» ( «Ух-ух») и далее качать в сопровождении стиха.

Б) Тренировка слухомоторной координации: использование приема ритмизации (невербальные: с помощью движений и вербальные: с помощью стихотворного текста).
• Используются народные потешки, простые ритмизованные стихи, пальчиковые игры, сопряжено речь и движения пальцами, совместно с мамой (например, сорока-ворона, ладушки).
• Раскачивание на коне-качалке и одновременное чтение стихов (например, стихи А. Барто «Я люблю свою лошадку»).
• Сочетание стихов и общих движений (например, «Мишка косолапый по лесу идёт»).
! Перед последним словом делается пауза, провоцируем ребенка на «договаривание» последнего слова. Взрослый может договорить за ребёнка шёпотом. Если текст стихотворения позволяет, то можно держать ребёнка на коленях и сопровождать стих ритмичными движениями подбрасывания на коленях (например, «По кочкам по кочкам …, в ямку бух»).

В) Включение звуков в известные игры, стихи, сказки ( «а-а-а»- плачет), междометий ( «бух» — упал), коротких слов ( «догоню-догоню»), которые легко произносятся.
! Каждый раз, когда ребенок что-то хочет предлагать ему речевой образец.

3. Стимулировать непроизвольное подражание действию, мимике, интонации взрослого.
Важно при этом добиваться, чтобы ребенок смотрел в глаза, рот, лицо взрослому рта взрослого пищать игрушкой, колокольчиком, щёлкать пальцем, цокать языком).
Можно использовать приятные для ребенка сенсорные, двигательные впечатления: нанизываем бусы, выдуваем мыльные пузыри, играем с мячом, складываем картинки, конструктор, пазлы и т.п., что приятно для ребенка.
! При этом используем лингводидактические приемы: цокать языком, строить гримасы, сопровождение движений возгласами:
«В-ж-ж», «У-у-ух» и т.п.

4. Повторять за ребёнком все его звуковые реакции, вокализации. При этом их обыгрываем, также необходимо использовать вокальные аутостимуляции. Любые звуки ребёнка обыгрывает и превращает (переводит) в реальные слова.
Например, ребенок говорит: «Бу». Взрослый продолжает следующим образом: «Буду, буду с тобой играть (петь, есть …)» зависимости от соответствующей конкретной ситуации).
! Говорить (договаривать) таким образом нужно постоянно, так как ребенок привыкает к тому, что с ним «разговаривают», отвечают, перекликаются.

Сделаем еще раз акцент. При наличии аутичных черт:
А) Пояснить причинно-следственные связи между явлениями.
Например: ребенок что-то боится, взрослый рассказывает что происходит (Например, дядя берет дрель, забивает гвоздик и т.д.).
Б) Вносить смысл в стереотипные интересы, действия ребенка.
Например: ребенок бегает без цели туда-сюда. Приврать в игру, дать инструкцию: «Побежали за кубиком» и т.п.
Все действия комментировать: трактор делает …, это рисунок трактора. Качели: вверх-вниз, летим высоко, низко, «кач-кач», прочитать стихи о качелях.
В) «Осмыслять» аутостимуляции:
 — Ребенок бессмысленно раскачивается, а взрослый при этом читает стихотворение «Мишка косолапый».
 — Ребенок бессмысленно стучит, а взрослый говорит при этом: «Это поезд едет „тук-тук“.
 — Ребенок включает-выключает свет, а взрослый говорит: «Ты мастер, давай проверим, как ты починил: „Включи свет!“
Г) Рассказы о себе:
Утром: о планах,
Вечером: итог, что делали.

При создании рекомендаций были использованы работы М.М. Либлинг, Е.Р. Боенской, О.С. Никольской.

Приглашаем на серию вебинаров по дисграфии, дислексии и дизорфографии!

 

Перейдите в каталог, выберите требуемый товар и добавьте его в корзину.

Первый канал в новостях рассказал о работе нашего центра.

Подпишитесь на наш канал на YouTube!